Одним прекрасным осенним днем в офис РИОЛИС пришло приглашение на персональную выставку вышитых работ. Надо сказать, что такое происходит не каждый день, и мы, сотрудники компании, тоже почувствовали гордость и некоторую сопричастность этому событию.
Выставка проходила в Международном фонде славянской письменности и культуры, что в Черниговском переулке. Екатерина Сафронова увлечена вышивкой давно. И ее внушительная коллекция вышитых картин посвящена одной главной теме – изображениям русских церквей. Но об этом лучше расскажет она сама.
– Как Вы начали вышивать?
– Здесь можно сказать «спасибо» РИОЛИС. Моя первая картина была «Кижи». Когда я ее увидела, сразу поняла, чем буду заниматься дальше… и до пенсии, и на пенсии. Опыта было мало. Я взяла канву покрупнее, чтобы картина получилась побольше. Выбирала я между двумя схемами – «Кижи» и «Цветущий сад». Но тема определилась сразу: церкви и РИОЛИС. Следующая работа была «Марфо-Мариинская обитель». Вот так интересно судьба поворачивается, что теперь моя выставка проходит в двух шагах от нее. |
– А до этого Вы занимались рукоделием?
– Вышивать крестом меня научила бабушка, когда мне было лет 8. Но тогда я не увлеклась. Да и лихие 90-е… Тогда было не до рукоделия. И такого выбора, как сейчас, в России не было.
– Выставка собрала все Ваши работы?
– Нет, это только выборка на православную тематику. Это моя любимая тематика, и я продолжаю в ней работать. Многие картины еще ждут своего часа. Есть столько всего красивого!
– Как именно была организована Ваша выставка?
- В прошлом году я случайно увидела, какой тематике посвящены выставки, проходящие в этом фонде. Набралась смелости – это было очень непросто – написала, предложила. Я была счастлива, когда мне сказали, что «да, у нас есть предмет для разговора». Единственное, хотелось получше подготовиться к выставке. У меня еще 6 картин остановились на разных стадиях. Одна – осталось буквально несколько дней, чтобы дошить; другая – на оформлении, и еще несколько просто лежат в шкафу. Это обидно.
– Почему именно эта тема?
- Мне кажется, что она наполнена смыслом. Вышивая кошечек-собачек, по-моему, далеко не уедешь. А так вот я приехала сюда. Особенно много смысла в этой теме было в начале пути, в начале 00-ых, когда активно шло восстановление церквей. Мне казалось, что чем больше я их вышью, тем больше будет отреставрировано, восстановлено и построено. С этой мыслью я и работала. Надеюсь, что когда-нибудь я перестану работать и смогу полностью посвятить себя этому делу. |
– А кто Вы по образованию?
– У меня два высших образования. Первое – экономист-строитель, второе – историк-архивист.
– Многие Ваши работы оформлены необычно. Как к Вам приходят идеи оформления?
– Иногда идеи приходят сразу. Сама картина диктует. Потом с этой мыслью я прихожу к художнику. А он уже дальше решает: иногда бракует, иногда дорабатывает, иногда это вообще что-то новое. Художник, с которым я работаю, занимается исключительно оформлением картин. У него призвание, и у меня, наверное, – призвание. С 2006 года работаем вместе. |
– А сами Вы не пробовали оформлять?
– Нет, каждый должен заниматься своим делом.
– У Вас есть планы на будущее в отношении ваших работ?
– В дальнейших планах – безвозмездная передача всего накопленного во владение РПЦ. Сейчас в «полуфабрикатах» – Старо-Голутвин монастырь в Коломне. Я не могу вышить работу без церкви.
– И Вам все еще не надоело?
– Да какой там надоело! Каждый день точит мысль, что вот я сижу тут в офисе, а дома столько всего невышитого. Эти мысли, наверное, каждую вышивальщицу посещают. После работы радостно иду к своему станку… точнее, четырем своим станками. |
– Зачем Вам четыре станка?
– Вначале я, как многие вышивальщицы говорят, старалась следовать принципу: пока одну работу не довышиваю, следующую не возьму. Но потом решила признаться самой себе, что это все не так. У меня обычно одновременно начато 5–6 работ. Все на разных стадиях. Где-то просто расчерчено, где-то – сделано пару крестиков. Зато это очень удобно. Не надо каждый раз заново входить в процесс.
– Вы много путешествуете по России?
- Стараюсь. Но по натуре я домосед. Вышивание с путешествиями плохо сочетается. Конечно, надо организовывать передвижную выставку и возить её за собой (улыбается).
– Что лично Вам дала эта выставка?
– Я просто поняла, что надо больше вышивать. Если я просто сижу в офисе, после меня ничего не останется. Для большего масштаба выставки нужно больше работ. Когда они висят все вместе, кажется, что их как-то мало. Так что ровными рядами крестиков вперёд и только вперёд. Отступать некуда, позади Кижи и Марфо-Мариинская обитель. |
|